Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ И КАК С НЕЙ БЫТЬ?

  1. Предыстория: Что такое агрессия?

Начнем знакомство с понятием «агрессия» с определения. Что мы называем агрессией? Для чего человек снабжен этим механизмом?

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad— на, gradus— шаг) - «двигаться на», «наступать». В нашей обычной жизни агрессивными мы называем насильственные или захватческие действия. Однако с научной точки зрения есть единого определения, вот некоторые из них:

  • агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы
  • агрессия – вид поведения, физического либо символического, которое вызвано намерением причинить вред кому-то другому
  • агрессия  – проявление силы в попытке нанести вред или ущерб человеку или обществу
  • Таким образом, у агрессивного поведения есть 3 главных признака:
  • стремление показать своё превосходство, использовать людей в своих целях
  • стремление к разрушению, причинению вреда окружающим (физического и не только)
  • неуважение к другому человеку и его мнению

 

Разнообразны также виды агрессии: она может быть направлена во вне и на себя, выражаться физически и невербально (словами), прямо и косвенно, может быть инициирована самим агрессором или быть средством защиты.

 

Сейчас мы остановимся на рассмотрении стратегии поведения взрослого, когда он сталкивается с агрессией ребенка.

 

  1. Конфликт: «Скорая помощь» при агрессивных проявлениях
  • Полное игнорирование реакций ребенка может быть очень эффективно, т.к. ребенок не получает необходимой для продолжения своих действий реакций взрослого и его гнев утихает.
  • Выражение поддержки  ребенку ("Конечно, я понимаю, что тебе обидно...").
  • Переключение внимания на другую деятельность ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня").
  • Обратная связь – сообщение ребенку о его поведении – может быть выражена в следующих формах:

- Констатация факта ("Ты ведешь себя агрессивно");

- Констатирующий вопрос ("ты злишься?");

- Раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- Раскрытие своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- Апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").


При этом взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества:

 - заинтересованность,

- доброжелательность,

- твердость (касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет).

 

  1. Последствия конфликта: сохранение положительной репутации ребенка

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение и он старается любым способом избежать этого. Кроме того, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за человеком, они сами «программируют» его поведение, ребенок свыкается со своей негативной ролью и, порой совсем неосознанно, стремится ей соответствовать.

  • Поэтому особенно в конфликтах важно сохранять ценность личности ребенка и поддерживать его самооценку, для этого целесообразны следующие действия:
    Публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину, проговорить все негативные последствия конкретного поступка;
  • Не требовать полного подчинения, позволить выполнить ваше требование по-своему;
  • Предложить компромисс, договор с взаимными уступками.
    Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

 

  1. Предотвращение будущих конфликтов: неагрессивное поведение

Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное (пассивное) слушание. Это далеко не игнорирование слов ребенка, напротив, этот прием заключается в умении внимательно молчать, поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
  • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого.
 

 

Статья составлена на основе литературы:

1. Г.Э. Бреслав "Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности".

2. А.А.Романов "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей".