Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (пр. МО РФ от 05.03.2004 г. №1089); программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов (базовый уровень), под редакцией В.Я. Коровиной; на основе методических рекомендаций к учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс» (в 2-ух частях), автор В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2020
Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения, на её усвоение по учебному плану школы на 2022-2023 учебный год отводится 102 часов (3 часа в неделю) с проведением уроков внеклассного чтения, уроков развития речи, уроков контроля.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1 Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11
классов (базовый уровень), под редакцией В.Я. Коровиной;
2 Методические советы к учебнику «Литература. 9 класс», автор В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2019;
3 Литература. 9 класс.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений / В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2020 год;
4 Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 класс. / В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2019 год.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
Сформировывать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее место в культуре страны и народа; осознавать своеобразие и богатство литературы как искусства слова; осознавать теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; воспитывать культуру чтения, сформировывать потребность в чтении; использовать изучении литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса
Учащиеся должны знать:
-Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
-Тексты художественных произведений.
-Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
-Типическое значение характеров главных героев произведений.
-Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.
-Изобразительно-выразительные средства языка.
-Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
-Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
-Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
-Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика,
драма).
-Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета,
композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
-Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
-Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
-Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
-Составлять план и конспект общественно-политической и литературно- критической статей.
-Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).
-Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение,
просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
-Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
-Пользоваться словарями различных типов и справочниками.