Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
- Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 6 класс. М.: Дрофа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
- 6 класс — 1 час в неделю, 34 часов в год
ЦЕЛЬ:
предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);
- активизировать применение проектной деятельности в учебном процессе;
- развивать навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.
Программа обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства; - инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству; - умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
- навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
- творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие; - усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
- опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ:
6 класс
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»
- Музыка души. (1 час)
- Тысяча миров музыки. (7 часов)
- Заключительный урок по теме «Тысяча миров музыки». (1 час)
- Как создаётся музыкальное произведение. (1 час)
- Ритм. (6 часов)
- Мелодия. (3 часа)
- Гармония. (4 часа)
- Полифония. (2 часа)
- Фактура. (2 часа)
- Тембры. (3 часа)
- Динамика. (2 часа)
- Чудесная тайна музыки. (1 час)